СВЯТЫНИ БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛИ
Это лишь малая часть святынь, которые хранит
сокровищница Белорусской Православной Церкви
Святые мощи Евфросинии Полоцкой
Где находятся: Собор в честь Воздвижения Креста Господня, Полоцкий Свято-Евфросиниевский женский монастырь. Витебская область, город Полоцк
Серебряная рака для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой
Где находится: Собор в честь Воздвижения Креста Господня, Полоцкий Свято-Евфросиниевский женский монастырь. Витебская область, город Полоцк
Вериги преподобной Евфросинии Полоцкой
Где находятся: Спасо-Преображенский храм. Полоцкий Свято-Евфросиниевский женский монастырь. Витебская область, город Полоцк

Вериги – это разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые подвижниками на теле для смирения плоти и покорения ее духу. Вес вериг мог достигать десятков килограмм, а ихношение всегда было делом тайным и сокровенным. Первоначально вериги были принадлежностью монахов-аскетов. Святитель Григорий Богослов писал о них так: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом, как только знаком своей борьбы с плотью, – возникло желание более чувствительно воздействовать на волю через воздействие на тело. Ношение вериг есть своего рода аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии совершенно, по слову апостола Павла, распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Оно имеет по существу то же значение, что и ношение больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для смирения плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.
На Руси ношение вериг уже в XI–XII веках получило широкое распространение среди монахов-подвижников. Читая Киево-Печерский Патерик, мы узнаем о том, что преподобные Феодосий († 1074), Марк Пещерник († ок. 1102) и Иоанн Многострадальный († ок. 1160) носили на теле своем железо. Так, преподобный Феодосий, будучи еще отроком, «пришел к одному кузнецу и приказал ему сковать железный пояс, которым и препоясался». Преподобный Марк Пещерник, с усердием копавший могилы для братии Киево-Печерской Лавры, «возложил на чресла свои железо, которое носил во все время жизни своей, бодрствуя день и ночь в молитве». Преподобный Иоанн Многострадальный, Затворник, около тридцати лет боровшийся с плотской страстью, не только усердно постился и лишал себя сна, но и «решил наложить на свое тело тяжкия брони», долгое время измождая себя железом.
Древнее предание донесло до нас сведения о том, что основательница Полоцкого Спасского монастыря преподобная Евфросиния также в течение многих лет совершала подвиг ношения вериг. По милости Божией, в наше время были обретены вериги святой – железные цепи весом 7 кг. В 1991 году они были найдены в древней Спасо-Преображенской церкви. Преподобная явилась во сне одной благочестивой прихожанке Спасского храма и повелела взять вериги на чердаке церкви. В 1998 году святыню передали епископу Полоцкому и Глубокскому Феодосию (Бильченко) для хранения в Спасо-Евфросиниевской обители. Вериги положены в дубовую резную раку с сенью, где до 2007 года покоились мощи преподобной Евфросинии. Люди, с верой поклоняющиеся веригам, получают исцеление душевных и телесных недугов.

Крест Евфросинии Полоцкой
Где находится: Копия находится в Спасо-Преображенском храме в Полоцком Свято-Евфросиниевском женском монастыре. Витебская область, город Полоцк

Крест святой Евфросинии Полоцкой — работа полоцкого мастера-ювелира Лазаря Богши. В 1161 году он изготовил для Спасской церкви Полоцкого монастыря напрестольный крест. На эту работу его благословила игумения обители — святая Евфросиния.
В 1921–1922 годах, когда советская власть проводила кампанию по изъятию церковных ценностей, крест из Спасского монастыря передали в Полоцкий финансовый отдел.
О реликвии беспокоились многие, ведь люди осознавали, каким выдающимся памятником древнерусской культуры был этот крест. Это подтверждает и интересный факт из истории: сотрудники Оружейной палаты Московского Кремля несколько раз в 1924 и 1925 годах писали в Главное управление научных, научно-художественных и музейных учреждений РСФСР, чтобы узнать о том, где и в каком состоянии находится Евфросиниевский крест.
Комиссия из Белорусского государственного музея, которую возглавлял его директор Вацлав Устинович Ластовский, исследовала в 1928 году крест преподобной Ефросинии Полоцкой и привезла его в Минск в музей. Некоторое время крест находился здесь, но в 1929 году его перевезли в Могилевский краеведческий музей. Это было связано с тем, что столицу БССР хотели перенести из Минска в Могилев.
Сначала крест выставили как экспонат, но люди, подходя к святыне, крестились, и потому его поместили в сейф. В 1941 году на нашу страну напали немецкие войска, и Могилев оказался захвачен оккупантами. Не все музейные ценности к тому времени были эвакуированы, а Евфросиниевский крест исчез таинственным образом. Высказываются разные предложения относительно того, как сложилась дальнейшая судьба полоцкой святыни, но ее местонахождение по-прежнему неизвестно.
Работы по воссозданию креста святой Евфросинии Полоцкой включали в себя несколько этапов. Сначала крест реконструировали. Для этого использовали фотонегативы, которые сделал на стекле в 1896 году Иван Федорович Чистяков, сотрудник Императорской Археологической Комиссии. Фрагменты и детали креста во всех подробностях изучали по напечатанным с этих негативов фотографиям. Реконструкцией белорусы занимались в Бресте с 1992 по 1997 годы.
Практическую часть доверили художнику-ювелиру Николаю Петровичу Кузьмичу. В своей работе мастер старался руководствоваться теми же методами и техниками, которые использовал в XII веке Лазарь Богша.
Святыни для копии Евфросиниевского креста собирались буквально по крупицам.
В Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь святыня была принесена в 1997 году в канун праздника Крестовоздвижения, а еще через год Святейший Патриарх Алексий II совершил чин Воздвижения воссозданного креста. Мастером Николаем Кузьмичом также была изготовлена ставротека — ковчег для креста.
Святые мощи святой праведной Софии, княгини Слуцкой
Где находятся: Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Город Минск

Святая праведная София, княгиня Слуцкая, происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в городе Слуцке с 1395 года. Под их управлением Слуцк строился, укреплялся и к XV веку стал одним из главных городов Литвы, в состав которой тогда входил. Род Олельковичей явил миру немало благочестивых христиан, хранивших верность Православной Церкви. Дед святой Софии, Юрий Юрьевич, великий почитатель православных святынь, увещевал сыновей твердо держаться Православия. Отец святой Софии, Юрий Юрьевич II, исполнил заветы своего родителя.
Княжна София родилась 1 (14 по н. ст.) мая 1585 года и стала последней из рода Олельковичей. Оставшись круглой сиротой в годовалом возрасте, девочка воспитывалась родственниками по матери, которые взяли над ней опекунство. Но это было сделано не из сострадания, а из корыстного желания погасить свои долги князьям Радзивиллам за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода Слуцких: Софию решили выдать замуж за несвижского князя Януша Радзивилла.
Чтобы вступить в брак с князем-католиком, нужно было перейти в католичество, но четырнадцатилетняя княжна, обычно во всем послушная своему дяде, решительно отказалась изменить своей вере. Более того, София настаивала на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Только при выполнении этих условий она соглашалась вступить в брак. Опекуну пришлось обратиться к римскому папе с соответствующим прошением. Разрешение было получено, и бракосочетание состоялось.
Трудна была жизнь сироты у дяди, несладкой стала она и в замужестве. Во всех печалях своих София находила утешение только в молитве, в Церкви, которая в то время всячески притеснялась униатами. У православных отнимались храмы, монастыри, отдавались в аренду иноверцам, которые требовали платить за каждое богослужение, православные священники изгонялись. Крещение, венчание, погребение разрешалось совершать только с согласия католического ксендза за установленную им плату. Хоронили православных ночью. Дети, рожденные от смешанных браков, причислялись к Католической Церкви. Православным запрещалось занимать общественные должности, созывать собрания, искать протекции под угрозой применения законов против бунтовщиков.
Болея сердцем за попираемую веру своих предков, юная княгиня стала защитницей православных святынь и православного народа от униатского насилия. Принадлежащий ей Слуцк она превратила в твердыню Православия, единственную во всем крае. Своего мужа она убедила исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении в их владениях насильно принуждать православных к унии. К тому же София заботилась об обеспечении монастырей, церквей и причта, щедро жертвовала на строительство храмов, своими руками шила и вышивала золотом церковные ризы и священнические облачения, совершала паломничества в отдаленные храмы в дни престольных праздников.
Влияние праведной княгини было столь велико, что даже после смерти Софии ее муж подтверждал своими грамотами, что православные храмы, облагодетельствованные княгиней, должны сохранять свободу в совершении богослужений и церковные правила в духе Восточной Церкви. Он завещал это и потомкам, и потомки князя Радзивилла соблюдали эти заветы.
Умерла княгиня София в возрасте 26 лет, 19 марта (1 апреля по н. ст.) 1612 года, при родах. В память о праведной жизни и благотворениях княгиню погребли в Слуцком Свято-Троицком монастыре. Господь прославил праведную Софию нетлением мощей и чудотворениями.
Мощи святой княгини почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска у северного придела в честь чудотворной иконы Божией Матери «Минская».
Честная стопа святой праведной Софии, княгини Слуцкой
Где находится: Женский монастырь в честь Святой праведной Софии княгини Слуцкой
Воздвизальный (напрестольный) крест туровского кафедрального собора
Где находится: Кафедральный собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. Гомельская область, Житковичский район, город Туров

В сентябре 2020 года были завершены работы по воссозданию Туровского креста XII-XIII веков, которые начались еще в 2018 году — с объявления конкурса эскизных проектов. В конкурсе тогда участвовали девять ювелиров и художников. Победу одержал проект художника Елены Андрющенко.
Воздвизальный (напрестольный) крест туровского кафедрального собора был главной святыней Туровской епархии. Он был утрачен после землетрясения, разрушившего собор в XIII веке.
Крест воссоздан в двух экземплярах — для Белорусской Православной Церкви и Национальной академии наук. В первый будут вложены частица Креста Господня, а также частицы мощей святителя Николая, апостола Андрея Первозванного и великомученицы Варвары.
Святыню украшают образы святителя Кирилла Туровского, благоверного князя Андрея Боголюбского и мученицы Варвары. На боковых рукавах креста — изображения первоверховных апостолов Петра и Павла.
Изображенные на кресте святые так или иначе были связаны с белорусской землей, с Туровским княжеством. Князь Андрей Боголюбский правил в Турове в начале XII века, а в честь великомученицы Варвары на Пинщине был построен женский монастырь, действующий и сегодня.
Примечателен и тот факт, что Туровское княжество было мирным, не инициировало междоусобных браней, а лишь защищалось в случае нападений. И именно сейчас молитва о мире более чем необходима нашему народу…
Икона Божией Матери «Минская»
Где находится: Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Город Минск

День памяти иконы Божией Матери «Минская»: 26 августа

Согласно преданию, Минская икона Божией Матери была написана святым апостолом и евангелистом Лукой и находилась в Византии. На Руси она оказалась с принятием нашими предками Православия и находилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце X века. В 1240 году Киев, а вместе с ним и церковь были разрушены татаро-монголами, но икону жители города сохранили. В 1482 году Киев подвергся повторному нашествию татар под предводительством хана Менгли-Гирея. Один из татар, сняв с иконы богато украшенную ризу, бросил ее в воды Днепра.
13 августа 1500 года икона появилась в Минске. Предание сообщает об этом так: святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».
До XVII века икона находилась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в 1616 году была перенесена в новый каменный храм униатской церкви, построенный на месте деревянной православной церкви. Согласно преданию, перенесение произошло в день памяти святого апостола и евангелиста Луки.
В конце XVIII века Минск вошел в состав Российской империи, и этот храм был передан православным и превращен в кафедральный собор. На том месте, где с незапамятных времен действовала православная церковь, она и возродилась. Находился храм на Соборной площади (ныне площадь Свободы). Однажды во время пожара он почти весь внутри выгорел, но икона не пострадала. Собор был взорван летом 1936 года, а икона передана в запасники краеведческого музея, где пролежала до начала Великой Отечественной войны.
В 1941 году после отступления Красной Армии жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви в 1945 году икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор Минска.
Икона Божией Матери «Жировицкая»
Где находится: Храм Успения Пресвятой Богородицы, Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь. Гродненская область, Слонимский район, деревня Жировичи

День памяти иконы Божией Матери «Жировицкая»: 20 мая

Жировицкая икона Божией Матери явилась в местечке Жировицы Гродненского края в 1470 году. Пастухи, пасшие скот в лесу, увидели очень яркий свет, который пробивался сквозь густую листву грушевого дерева, росшего на берегу ручья. Подойдя поближе, они увидели, что свет исходит от маленькой, величиной с детскую ладошку, иконки Божией Матери. Иконка была вырезана на камне, имела продолговатую форму. Сняв с дерева драгоценную находку, пастухи отнесли её хозяину леса — вельможе Александру Солтону, который спрятал иконку в ларец, но особого значения находке не придал. На следующий день, желая развлечь гостей, пан Александр открыл ларец, но, к своему удивлению, иконки в нем не обнаружил. Когда же через короткое время пастухи вновь принесли ему икону, найденную на том же дереве у ручья, он понял, что стал свидетелем чуда, и дал обет построить на месте явления иконы церковь в честь Пресвятой Богородицы. Вокруг нового деревянного храма вскоре возникло селение.
Почти столетие спустя, в 1560 году, храм сгорел, икону вынести из пожара не удалось, но она снова была явлена чудесным образом: возвращавшиеся из школы крестьянские ребятишки увидели необыкновенной красоты Деву, которая сидела на камне у сгоревшей церкви. В руках Она держала Свою каменную иконку. Взрослые, которым дети рассказали о чудесном видении, обнаружили на камне Жировицкую икону Богородицы, перед которой горела свеча. На месте пожарища сельчане построили новый каменный храм, в него и перенесли чудотворную икону. Через некоторое время возле храма возник мужской монастырь.
Больше двухсот лет, с начала XVII века до 1839 года, монастырь был под властью униатов, потом его возвратили православным. В Первую мировую войну для сохранности святыню перевезли в Москву, в обитель она вернулась в начале 1920-х годов.
В настоящее время чудотворная Жировицкая икона Божией Матери находится в Успенском соборе Жировицкого мужского монастыря Минской епархии. Она глубоко почитается всеми верующими, которые приезжают поклониться святыне, по сей день источающей благодатную помощь.
Икона Божией матери «Купятицкая»
Где находится: Храм во имя святителя Николая Чудотворца. Брестская обл., Пинский район, деревня Купятичи

День памяти иконы Божией матери «Купятицкая»: 28 ноября

До места явления святыни от Минска чуть больше трехсот километров. В конце XII века Божия Матерь явила Свою милость в виде необычной иконы в селе Купятичи, расположенном ныне в Пинском районе.
Дело было в лесу. Юная крестьянка по имени Анна пасла скот, как вдруг между деревьями заметила необычайный свет. Приблизившись, пастушка обнаружила чудесную икону, причудливо выполненную на кресте.
Предание гласит, что Анна решила сначала завершить свое ежедневное послушание. Она отнесла найденный крест домой и, не говоря никому не слова, вернулась в лес, где остался скот. Там она снова увидела свет от сияющей на дереве иконы. На этот раз девушка повесила образ себе на грудь. Лишь вечером она поделилась с отцом тем, что произошло. И пришла в недоумение: ни на груди, ни дома креста не оказалось. На месте обретения иконы уже вместе с отцом они нашли изображение Богородицы. Покидать место своего явления образ не хотел.
Купятицкая икона представляет собой небольшой медный крест. На одной стороне изображены Божия Матерь и Богомладенец, на другой — распятие.
Прослышав о чуде, жители села пришли к указанному месту и увидели на дереве крест, излучающий необычное сияние. Здесь и было решено построить небольшую деревянную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В ней поместили обретенную святыню. Многие жители окрестных деревень находили там утешение. Однако горестное время пришло в тот край, когда татары напали на деревню и сожгли церковь. Безутешные жители словно осиротели. Запустело место вокруг бывшего храма. Надежды на обретение иконы не было.
Спустя много лет проходил этим местом случайный путник. Звали его Иоаким (это имя в переводе с еврейского означает «восстановит Бог»). Среди развалин храма он увидел яркий свет. Его источником и был тот самый крест-икона. С ликованием перенесли ее в сельскую церковь, построенную вместо сгоревшего храма. А избранник Божий, нашедший образ, остался там служить пономарем.
Икона Божией Матери «Борколабовская»
Где находится: Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, Спасо-Вознесенский женский монастырь. Могилевская область, Быховский район, агрогородок Барколабово

День памяти иконы Божией Матери «Борколабовская»: 24 июля

Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери — чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня в селе Борколабове Быховского района Могилевской области (Республика Беларусь). Основание его относится к 1648 году.
В 1650-х годах, во время царствования Алексея Михайловича, русские войска вели военные действия на территории Великого княжества Литовского. 11 июля (по ст. ст.) 1659 года войско под командованием князя Пожарского подошло к старинному селу Барколабово (теперь Быховский район, Могилевская область, Беларусь). В обозе князя находилась икона Богородицы, взятая им в одном из храмов Центральной или Западной Беларуси. У ворот Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыря обоз остановился, лошадей никак невозможно было заставить тронуться с места. Князь понял, что Матерь Божия хочет, чтобы Её икону оставили в монастыре. Так он и сделал. Это событие было увековечено ежегодным празднованием иконы Богоматери, которая получила название Барколабовской.
Помещенная в центре Вознесенской церкви, ночью икона чудесным образом переместилась к стене храма, там и определили ей место. В 1885 году в обители была возведена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, в нее перенесли чудотворный образ, к которому стекались тысячи паломников, причем не только православных, но и католиков и униатов. Особыми чудесами чудотворная икона Богоматери прославилась во время Северной войны со шведами и во время Отечественной войны 1812 года.
В советское время Барколабовский монастырь закрыли, но икону Богородицы сохранили бывшие инокини обители. В 1953 году перед праздником Пасхи ее перенесли в Свято-Троицкую церковь в городе Быхове. В 2010 году чудотворный образ был торжественно перенесен в возрождающуюся женскую обитель. Божия Матерь вернулась в Свои владения, на то место, которое Сама избрала.
Икона Божией Матери «Оршанская»
Где находится: Храм Святой Троицы, Свято-Богоявленский Кутеинский мужской монастырь. Витебская область, город Орша.

День памяти иконы Божией Матери «Оршанская»: 2 августа

В 1631 году, при основании в городе Орше (Беларусь) мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря, на берегу реки Кутеинки чудесным образом была явлена икона Богородицы. Начиная с XVII века сохраняются свидетельства помощи после молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой. Так, Богоматерь явилась во сне преподобномученику Афанасию Брестскому. Она словно сошла с иконы, утешила его и направила подвизаться в Пинский Купятицкий монастырь. При этом Богородица предсказала святителю Афанасию мученическую кончину. В XIX веке празднование местночтимой иконы совмещалось с памятью этого святого — 2 августа. В день празднования совершался крестный ход с иконой из мужского монастыря в женский и обратно.
К сожалению, первообраз утерян, но сохранились списки (копии) с него.
В Оршанском Успенском женском монастыре хранился чудотворный список, и в 1842 году обитель была переведена в реестр первоклассных в связи с многочисленными исцелениями больных от иконы. Покров Царицы Небесной над монастырем проявился в значительном количестве насельниц: на начало ХХ века в обители было более 100 монахинь и послушниц.
В настоящее время Оршанская «Одигитрия» находится в Троицком храме Кутеинского Богоявленского мужского монастыря. Она является небесной заступницей обители и города Орши.
Икона Божией Матери «Казимировская»
Где находится: Свято-Успенский женский монастырь. Гомельская область, Жлобинский район, деревня Казимирово

День памяти иконы Божией матери «Казимировская»: 16 октября

Женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы расположен в деревне Казимирово Жлобинского района. История монастыря начинается с 1713г., когда речицкий подкоморий Казимир Юдицкий среди чистого поля основал монастырь в честь чудотворной иконы, доставшейся ему от предков. Вскоре вблизи монастыря возникло местечко, получившее название Казимирово.
За свою долгую историю монастырь не раз закрывался и перестраивался. В 1996г. Успенский православный приход в д. Казимирово был возрожден, а в 2000г. приход был преобразован в женский Успенский монастырь. В это же время в обитель была возвращена древняя чудотворная икона. Перед иконой «Казимировская» часто получают укрепление в вере, молятся о даровании детей, об исцелении от болезней. Хочется надеяться, что это древнее место, которое освящалось 300 лет молитвами и покровительством Пресвятой Богородицы, снова сможет просиять во славу Господа, Его Пресвятой Матери и нашей православной веры.
16 октября 2013 года Синод Белорусской Православной Церкви установил празднование иконе Божией Матери «Казимировская».
Икона Божией Матери «Сукневичская»
Где находится: Храм-часовня в честь Святого Духа. Гродненская область, Сморгонский район, деревня Сукневичи.  

День памяти иконы Божией матери «Сукневичская»: 10 июля

По преданию икона Пресвятой Богородицы была явлена в XVII-ом веке в Сукнечевах (ныне село Сукневичи Сморгонского района Гродненской области). Местные жители увидели её висящей на груше. С большими почестями образ перенесли в храм, но он исчез и снова появился на дереве. Попытки устроить икону на новом месте безуспешно повторялись. Восприняв это чудо, как Божью волю, грушу спилили и на её месте около 1640-го года построили часовню, в которой поместили обретенную икону.
Вначале ХХ-го века вместо старой часовни был построен новый деревянный храм. В 1961-ом году церковь была закрыта, утварь и чудотворная икона вывезены. Святыня нашлась спустя много лет в Свято-Иоанно-Богословском женском монастыре села Домашаны Минской области. Её подлинность установили по сохранившейся некогда отрезанной части иконы: когда эту часть приложили к образу, то части иконы совпали.
В 2004-ом году Сукневичская икона Божией Матери вернулась в Сукневичи. По благословению епископа Новогрудского и Лидского Гурия (ныне – архиепископ Новогрудский и Слонимский) икону отреставрировали. А в 2007-ом году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы она получила новый оклад.
По сложившейся традиции 10 июля чудотворный образ ежегодно доставляют для поклонения в кафедральный собор Преображения Господня города Сморгони.
Икона Божией Матери «Белыничская»
Где находится: Храм иконы Белыничской Божией Матери. Могилевская область, город Белыничи

День памяти иконы Божией Матери «Белыничская»: 25 апреля

Белыничская чудотворная икона Божией Матери почитается католическим, православным и униатским населением восточной части Беларуси.
По преданию, Белыничский образ был принесен в XIII веке благочестивыми иноками, спасавшимися от монголов, из Киева в местечко, где находятся теперь Белыничи, и помещен в Свято-Ильинском храме. Во время всенощного бдения от иконы Царицы Небесной чудесным образом воссиял яркий свет. Отсюда, считают многие, и пошло название селения — от «белых ночей».
После заключения Брестской унии в 1596 году чудотворная икона пребывала в костеле Белыничского кармелитского монастыря, который спустя почти три столетия, в 1876 году, был передан православным.
Слава о чудотворной Белыничской иконе распространялась веками. В XIX столетии на поклонение ей ежегодно притекало до 10 тысяч паломников. В Могилевской епархии считалось правилом, прежде чем идти в Киево-Печерскую лавру или Почаев, приложиться к Белыничской святыне.
В 1925 году монастырь был закрыт, а чудотворная икона — передана в Могилевский краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны святыня, как и многие музейные ценности, пропала.
До нас дошли только два списка Белыничской иконы. Открытие храма в поселке в начале 2000-х годов сопровождалось невероятным событием: жительница райцентра преподнесла в дар старинный список знаменитой Белыничской иконы, который хранился в ее семье в атеистическое советское время.
Холм, где в древности находился Свято-Ильинский храм, теперь называется Ильинской горой, там установлен знак «Отсюда начинались Белыничи». А внизу, у берега реки Друть, из земли бьет Богородская криница.
Икона Божией Матери «Тупичевская»
Где находится: Кафедральный собор святого Александра Невского. Могилевская область, город Мстиславль

День памяти иконы Божией Матери «Тупичевская»: в День Святого Духа и 28 августа

Тупичевская икона Божией Матери была обретена в начале XVII века близ города Мстиславля (теперь Могилевская область, Беларусь) в урочище Тупичевщина. На этом месте была построена церковь в честь Сошествия Святого Духа, а через несколько лет устроен Тупичевский монастырь.
В XIХ веке с Тупичевской иконой Богоматери было установлено три крестных хода.
Святыня была утеряна в годы Великой Отечественной войны, когда монастырь был сожжен. Список с нее находится в кафедральном соборе святого Александра Невского в городе Мстиславле.
Икона Божией Матери «Могилево-Братская»
Где находится: Кафедральный собор Трех Святителей. Город Могилев

День памяти иконы Божией Матери «Могилево-Братская»: 1 апреля

Великая святыня Приднепровского края — Братская икона Богородицы, названа так по именованию Могилевского братского Богоявленского мужского монастыря, в котором она пребывала до начала XX ст.
Явление и первое чудо, прославившее эту икону, произошло 19 марта 1655 года, в день святых мучеников Хрисанфа и Дарии, когда излившая слезы икона по молитве пред ней спасла горожан от осады войск гетмана Великого княжества Литовского Яна Радзивилла.
Второй раз Божия Матерь прославила свою икону в 1708 году, когда князь Меньшиков, будучи в Могилеве, задумал отомстить жителям города за избиение «москвитян» в 1661 году. По преданию, стоя в Богоявленском храме перед чудотворной иконой, он внезапно был повержен на землю неведомой силой и после этого, устрашенный и смущенный гневом Божиим, больше не осмеливался ни входить в церковь, ни замышлять разорения непокорного города над Днепром.
В другие времена было множество случаев исцеления перед образом Пречистой Девы, которые зафиксиксированы в документальных исторических свидетельствах.
А в 1910 г. Божия Матерь спасла весь город от уничтожения огнем. Тогда загорелось предместье Луполово, пожар из-за ветра перешел в город и угрожал Воскресенской церкви и Богоявленскому монастырю. Могилевчане вынесли чудотворный образ на объятые пламенем улицы — и ветер, внезапно повернув, погнал огонь в обратном направлении от центра города.
После безбожного лихолетья XX в. судьба чудотворной Могилево-Братской святыни не известна.
Но в Трехсвятительском кафедральном соборе города Могилева находится древняя копия иконы, благоговейно почитаемая прихожанами, возле которой регулярно совершается акафистное пение Божией Матери.
Made on
Tilda